Охрана мероприятия в клубе и в концертном зале: почувствуйте разницу!
01.09.2015
1. Свои и чужие
Конечно, в каждом уважающем себя ледовом дворце и спортивно-концертном комплексе есть собственная охрана. Но, когда проводятся мероприятия, на которые порой собирается больше 10000 человек, без привлеченной охраны из сотрудников частных охранных структур и полиции не обойтись. Хорошо, если администрация концертного зала работает с одними и теми же структурами. Тогда те, кто обеспечивает безопасность, знают все нюансы площадки и в сложной ситуации не потратят много времени на принятие правильного решения. А если состав привлеченных сотрудников безопасности от мероприятия к мероприятию новый? В случае форсмажора это может обернуться потерей драгоценных минут и серьезными проблемами.
В клубах служба безопасности всегда своя, «домашняя». И этим все сказано — сотрудники знают каждый уголок: где двери и как они открываются, где и сколько огнетушителей, как организовать пространство перед сценой, чтобы фанаты, войдя в раж, не давили друг друга. Поэтому в нормальных клубах с опытной службой безопасности любое ЧП стараются не ликвидировать, а предупреждать.
2. Подготовка к мероприятию
В концертном зале независимо от характера мероприятия, подготовка всегда идет по одному и тому же сценарию:
1. Руководство комплекса или привлеченная охранная структура согласовывает все необходимые вопросы с госструктурами, включая районную администрацию и госнаркоконтроль.
Обеспечивается присутствие машин «Скорой помощи», полиции, пожарной охраны, — обычно у крупных концертных комплексов с этими организациями заключены долгосрочные договоры.
В клубах таких договоров нет, потому что здесь все, как раз, зависит от того, кто выступает: если, к примеру, Ванесса Мэй, то ни «Скорой», ни полиции скорей всего не потребуется. А вот, если «Алиса»… Тогда служба безопасности клуба договаривается и о дежурстве врачебной бригады, и об усиленном наряде полиции на улице возле клуба. А еще обязательно информирует районный наркоконтроль, участкового и ТСЖ ближайших домов о грядущем событии, чтобы они тоже приняли свои профилактические меры.
2. Кинологическая зачистка, то есть, проверка всех помещений на наличие взрывчатых веществ, в концертных залах также должна проводиться перед каждым мероприятием. Конечно, некоторые организаторы на этом экономят, но тогда случается то, что случилось на концерте Мерлина Менсона в Москве – уже во время концерта поступил анонимный звонок, что сцена заминирована. Если бы организаторы предоставили полиции акт о кинологической зачистке, концерт приостановили бы на 15-20 минут, чтобы еще раз на всякий случай проверить сцену. А здесь он оказался сорван, потому что при отсутствии акта полиция справедливо не стала рисковать жизнями тысяч зрителей, артистов, персонала, и запретила продолжать шоу.
В клубе кинологическая зачистка проводится примерно раз в месяц в профилактических целях. И еще в тех случаях, если артисты привозят с собой много оборудования в закрытых кофрах. Охраннику это бывает не под силу, а вот собака быстро находит и пиротехнику, и взрывчатые вещества, и наркотики даже в самых хитроумных тайниках.
3. Досмотр
Как известно, публика редко приходит на концерт заранее, в лучшем случае – за полчаса до начала. И, если в клубе за эти полчаса охране надо досмотреть 1,5 – 2 тысячи человек, то в концертном комплексе при аншлаге могут столпиться у дверей и все 12 000. Поэтому здесь досмотр ограничивается применением спецсредств — стационарных (рамка) и ручных метало детекторов, а, также, поверхностного личного досмотра и проверки сумок. Это препятствует проносу в зал оружия, других опасных предметов, алкоголя, но не всегда позволяет выявить, к примеру, наркотики или фаеры.
Другое дело – клуб. Здесь на досмотре работают сотрудники собственной службы безопасности. Они хорошо знают и публику, которая ожидается на концерт того или иного исполнителя, и ее «привычки». Например, на выступление группы «Фрукты» в питерском клубе «Космонавт» собралась интеллигентная публика. Поэтому и досмотр велся в облегченном режиме. А всего через неделю в этом же клубе проходил концерт «любимой» всеми службами безопасности группы «Алиса», которая официально приветствует пиротехнику на своих выступлениях. Понятно, что на концерте в большом зале одновременное зажигание 50 фаеров очень опасно, но не настолько, как в клубном помещении. А пока фанаты со здравым смыслом не дружат, «на «Алису» всегда проводится жесткий досмотр именно на фаеры.
Отдельная тема для досмотра – наркотики. В концертный зал их тоже пронести легче, чем в клуб, хотя на определенные мероприятия, типа «SENSATION» все внимание привлеченных сотрудников охранных предприятий и полиции направлено именно на отбор «дури». И все-таки, в клубах у постоянной охраны возможностей и приемов для успеха в этом деле больше. Опытный сотрудник всегда обращает внимание на мелочи: например, прося предъявить пачку сигарет, смотрит, на месте ли целлофановая обертка и «язычок» из фольги. Если отсутствуют – значит, есть шанс обнаружить их в нестандартном месте с нестандартной начинкой.
А еще хорошая служба безопасности в клубе всегда стремится договариваться с фан-клубом исполнителя, чтобы сделать их не врагами, а наоборот, союзниками и помощниками.
4. Приватность.
Большие спортивно — концертные комплексы, как правило, относятся к федеральной собственности. Сюда на мероприятие может пройти каждый, кто предъявит билет, если он, конечно, находится в адекватном состоянии.
Клубы – наоборот, в большинстве своем принадлежат частным лицам, которые могут устанавливать здесь собственные порядки. Например – face control, и на его основании отказать любому человеку в посещении мероприятия без объявления причин. Для службы безопасности – это хорошее подспорье, потому что часто бывает так: профессиональная интуиция подсказывает, что у этой девушки, скажем, на теле припрятано некоторое количество «волшебного порошка» или таблеток, но, поскольку в клубе нет специальной комнаты для досмотра, проверить свои догадки невозможно. В концертном комплексе, где тоже нет таких комнат, «девушка-контейнер» может и проскочить, а вот клубе, ей просто откажут в проходе и все.
5. Масштаб
Об этом уже говорилось выше, потому что все отличия между собой связаны.
С точки зрения досмотра и контроля над ситуацией в зале, клубной охране, конечно, легче. А вот другая ситуация: организаторы мероприятия продают на 100 билетов больше, чем допускает зал. В огромном концертном комплексе это не станет серьезной проблемой, а вот в клубе – наоборот, потребует от службы безопасности специальных мер предосторожности и повышенного напряжения, чтобы люди не передавили друг друга.
Станислав Прач,
начальник службы безопасности клуба «Космонавт»
Комментарии
Пока никто ничего не писал